В 2024 году из акваторий пяти дальневосточных регионов подняли и утилизировали 25 судов. Это 18 объектов в Сахалинской области, 3 – в Камчатском крае, 2 – в Магаданской области, по 1 – в Приморском и Хабаровском краях. Все работы ведутся по федеральному проекту «Генеральная уборка».
«Защита окружающей среды – это в первую очередь качество жизни и безопасность наших граждан. Затопленные плавсредства десятилетиями загрязняли экосистему морей, препятствовали судоходству и рыболовству, создавали проблемы для развития прибрежных территорий. Комплексный подход позволил организовать не только их ликвидацию, но и ужесточить законодательство, чтобы впредь судовладельцам было невыгодно избавляться от имущества таким способом. До конца 2024 года из морских бухт уберут ещё 57 затонувших судов», – заявил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Как именно нужно удалять затонувшее имущество, предусмотрено судоподъемной документацией. Она включает описание способов, средств и сроков проведения соответствующих работ.
Чтобы убрать заброшенный объект, сперва его поднимают на поверхность воды. При необходимости судну восстанавливают плавучесть, а после транспортируют на сушу. Далее разбирают на детали и отвозят на утилизацию. Впоследствии лом чёрных металлов может быть использован при производстве чугуна, стали и сплавов.
Проводимая работа значительно снижает вред на окружающую среду. Со временем затонувшие суда подвергаются коррозии, и ржавчина с остатками горючего и других загрязняющих веществ разносится течением воды, создавая неблагоприятную среду обитания для морских культур.
Отметим, работа по расчистке акваторий от затонувших судов на Дальнем Востоке началась в 2020 году. Тогда правительством была разработана «дорожная карта» по подъёму, и подготовлен пакет законопроектов, определяющих порядок и сроки их удаления.
А чтобы не появлялись новые «кладбища кораблей», в 2022 году правительство ввело запрет на умышленное затопление судна, а также требования к судовладельцам по подъёму и утилизации своего имущества. Это было необходимо, чтобы собственники не перекладывали свою ответственность и финансовые обязательства на налогоплательщиков.
Всего за время работы федпроекта «Генеральная уборка» из морских бухт убрали 156 суден. К концу декабря текущего года их станет 213.